Главы из книги “The Art of vRW. The way of freefly”.

Перевод Кирилла Брюшкова

Основы безопасности во фрифлае. Часть 1.
Хотя во фрифлае и нет правил, надо помнить:
чтобы сделать еще прыжок надо уцелеть в этом.
Pat Works

Здесь рассматриваются риски групповых прыжков во фрифлае. Знание рисков помогает их избежать. Знания о том, что они из себя представляют поможет Вам совершенствовать свое мастерство и быть в безопасности.

Больше и больше людей ощущают трепетную свободу фрифлая. Выглядит круто, радости — море. Удовольствие настолько явное, что некоторые опасности кажутся незначительными, потому что красота фрифлая их маскирует.

Это обсуждение скорее не предупреждение о небезопасности фрифлая, а пособие для развития осмотрительности для избежания опасностей. Вооруженные такими знаниями вы сможете сделать много красивых прыжков не опасаясь тяжелых травм.

Но! Вы же и так осторожный скайдайвер! Что может случиться? Друзья, давайте вместе просмотрим каталог потенциальных опасностей. Мы поговорим о решениях и соглашениях, которые уменьшили к настоящему времени эти опасности до относительно приемлемого уровня, учитывая насколько быстро растет интерес к фрифлаю.

Потенциальные опасности наших забав

Медленно падающие — "падают вверх"

Вскоре после появления первых трепетных ощущений красоты фрифлая вы заметите, что большинство начинающих, неопытных фрифлаистов "падают вверх". В противоположность "нормальной" групповой акробатике, где новички как правило падают вниз относительно формации, новички в групповой работе во фрифлае всегда падают вверх, относительно формации. Эти новички просто не могут поддерживать необходимый темп падения. Не имея достаточного опыта и будучи неуклюжими, они не могут держаться на одном уровне с группой.

Теряя равновесие в положении "сидя" вы неожиданно всплываете вверх. Когда вы теряете равновесие в положении стоя сопротивление воздуху мгновенно увеличивается и увеличивается значительно. Тоже самое в положении Head-down — вы из летящей пули превращаетесь в падающий листок. Ничего не может быть хуже как лечь на живот в позу "коробочка". Изменение скорости падения приводит к тому, что ваше тело превращается в несущийся вверх (относительно формации) снаряд из плоти.

Даже кратковременная потеря координации выстрелит вас вверх на 10 — 20 метров во мгновение ока. Тот кто находится выше вас — ваша мишень. Опасность возникает также если вы решите лечь на живот и начать разбежку непосредственно из положения Head-down. Если вы сделаете это неожиданно, тот, кто находится в положении head-down над вами, уже не сможет промахнуться и протаранит вас своей головой на скорости 100 км/ч.

Коркинг и зуминг: в чем опасность?

Как мы все знаем главный риск любого скоростного вида спорта — это риск врезаться во что-то, движущееся медленнее чем вы. Это справедливо для водителей автомобилей, мотоциклистов, велосипедистов, скайдайверов и прочих рисковых ребят. Однако, не скорость может вас убить, а разница скоростей — ваша и того в кого вы попадете. Неважно, во что врезаться — в землю, в мост или в своего приятеля. Если скорости различны вы и/или ваш приятель можете погибнуть.

Вот, что происходит когда вы резко вспухаете: представьте, вы прыгаете со своими друзьями. И вот, вы ложитесь на живот в позицию "коробочка". (Помните во фрифлае этой позиции следует избегать- это большая ошибка). Когда вы делаете это во время занятий фрифлаем, скорость вашего падения уменьшается с 300 км/ч до 200 км/ч меньше чем за секунду. Это означает, что, относительно остальной группы, вы взмываете вверх словно пузырек воздуха из под воды. Но в нашем случае этот пузырек весит 60-90 кг и он не поддается контролю. Ого! Такой "кусочек", весом 90 кг, несущийся по направлению того, кто может находиться вверху со скоростью 100 км/ч.

Вспухание или коркинг это опасность связанная с тем, что во фрифлайной формации имеется несколько уровней, и опасность эта зачастую усугубляется тем, что вспухание часто сопровождается перемещением по горизонту — это уже свечка или "зуминг". Происходит так — за счет наклона тело ловит воздух и перемещается на огромные расстояние во мгновение ока. Это неконтролируемое горизонтальное перемещение представляет опасность связанную с нарушением компактности и существованием нескольких слоев формации во фрифлае.

Коркинг — это большая опасность. Если вы нестабильны и склонны к коркингу — вы представляете опасность для остальных. Если вы не можете пока стабильно поддерживать необходимую скорость падения не участвуйте в групповых прыжках на фрифлай. Прыгайте вдвоем, максимум втроем и учитесь приемам поддержания скорости падения.

Стабильное падение на большой скорости

Причина по которой фрифлаист должен иметь хорошие навыки в положении сидя и базовом положении сидя в том, что оба эти положения позволяют поддерживать скорость и компактность по отношению к формации. Базовое положение сидя — это позиция которую легко принять и из нее легко переходить к другим положениям. Эта позиция предупреждает коркинг и потерю компактности, эта та позиция которую вы принимаете если потеряли стабильность и не можете ее быстро восстановить.

Изучение этих простых навыков дает огромнейшую безопасность, так как у вас появляется уверенность в том, что вы не станете автоматически действовать по старой привычке. Традиционная стабильная позиция групповой акробатики — "коробочка" — очень медленная позиция и ей нет места во фрифлае. Переворот на живот — это, конечно, один из вариантов, но это самый крайний вариант. Суть в том, что падая на животе, вы не сможете ни падать, ни перемещаться вместе с группой.

Некоторым новичкам фрифлая легче научиться сидеть и стоять, чем падать на голове. Другим легче дается падать на голове, чем сидеть или стоять. По какому бы пути вы не пошли, помните, что навыки стабильного падения это основной залог безопасности при групповых прыжках на фрифлай.

Безопасность присущая этим позициям (в особенности для новичков, желающих прыгать в формациях) делает их обязательными для всех школ фрифлая высшего уровня. Падение на спине — это также отличная предтеча к положению на голове. Положение не на голове вообще предпочтительней для восстановления после ошибок, так как при таком положении меньше вероятность коркинга или вспухания с одновременным перемещением по горизонту.

Вращения в положении сидя

Некоторая часть начинающих фрифлаистов сталкивается с неконтролируемым вращением при изучении положения сидя. Какие потрясающие бывают вращения! Однако, с приближением земли становится не до смеха. Примерно 10% начинающих сталкиваются с медленным или интенсивным вращением на первых прыжках при изучении положения сидя. Это вращение можно остановить, если вы сможете расслабиться. Однако, некоторые, при этом, даже начинают вращаться быстрее. Это происходит из-за особенностей восприятия направления вращения, попытки изменить направление вращения часто только усугубляют дело. Ноги закручены, руки задраны, в голове каша — результат налицо.

Вращаются пропеллеры, поэтому, чтобы не вращаться надо избегать положений, при которых тело представляет собой пропеллер. Неравномерно вытянутые и напряженные ноги или руки вызывают вращение. Те, кто использует специальные сидячие костюмы, могут попасть в плоское вращение на спине — что придает процедуре открытия парашюта особую неповторимость! Чтобы выйти из положения попробуйте принять базовое положение. Если это не помогает свернитесь в комок, как будто вы прыгаете в бассейн с целью добиться наибольшего всплеска. Если и это не помогает попробуйте еще наклониться вперед — как будто вы завязываете шнурки. И, если уже это не помогает встаньте, займите "нормальное" положение — лицом к земле, остановите вращение, глубже вздохните и попробуйте еще раз (если позволяет высота).

Хорошая новость в том, что такие вращения — это временное явление, обычно, они уже не представляют из себя проблемы через пару прыжков. Вот так! Справившись со вращением, вздохните глубже, посмейтесь над собой и предусмотрите открытие на большей высоте, так как вы теперь находитесь выше всей формации.

Завихрения от крыльев костюма

Специальные костюмы с крыльями для сидения Sit suits, свободные свитера, костюмы операторов — вызывают значительные завихрения, за спиной образуется зона разряжения куда может попасть медуза. Если ничего не предпринимать, она может там остаться навсегда.

Когда вы сталкиваетесь с этой проблемой впервые — это довольно неприятный момент, однако если вы знаете что делать — проблема не большая.

В эпоху крылатых костюмов с огромными крыльями (около 20 лет назад) изобретатель и производитель снаряжения Bill Booth изучал эту проблему. Его исследования показали что интенсивный выброс медузы предотвращает ее затягивание в зону разряжения. Так что надо не просто вытащить медузу из кармана, а интенсивно отбросить ее от себя. Можно также наклонить или повернуть голову — как делают многие операторы — поток воздуха смоет медузу из зоны затенения.

Срабатывание сайпреса может добавить сложностей

Срабатывание AAD может спасти вашу жизнь, но в тоже время может создать и дополнительные сложности. Кстати, в сообществе скайдайверов, срабатывание сайпреса гораздо чаще происходит именно у фрифлаистов. (Помните, однако, срабатывание сайпреса будет стоить вам долларов 200, самые дешевые похороны обойдутся много дороже). Чаше всего, сайпрес срабатывает после панического открытия основного парашюта на малой высоте.

Одновременное открытие двух куполов на высоте ниже 300 метров доставляет мало радости. Обычно происходит так: фрифлаист внезапно обнаруживает что высота уже очень маленькая — скажем 500 метров и рефлекторно открывает основной. Учитывая, что современному куполу необходимо для открытия 150-200 метров, вероятнее всего к моменту открытия основного купола сработает и сайпрес. Сайпрес-эксперт срабатывает на высоте 250 метров в том случае если вы находитесь в положении лицом к земле. По мнению продавцов парашютного снаряжения в случае, если вы находитесь в ином положении, к этой величине следует добавить порядка 100 метров, так как датчик давления расположен в зоне разряжения за спиной.

Вот так можно оказаться с одновременно открытыми куполами на высоте 200-300 метров. На такой высоте мало кто сможет управиться с двумя куполами и приземлиться невредимым. Здравствуй больничная койка. Итак желательно знать две вещи:
1. Как быть в ситуации когда открыты оба парашюта на низкой высоте.?
2. Как избежать этой ситуации?
Поскольку первый вариант связан с высоким риском стоит уделить больше внимания отработке варианта 2. Хорошее начало это разбежка на высоте 1400 метров.

Удерживая удобный темп

Множество ошибок вызывает коркинг. Ключ к безопасности фрифлая — способность избегать коркинга. Невозможно оценить насколько важно оттачивать реакцию. Чем быстрее вы сможете при потери устойчивости принять базовое положение, тем меньше будет ваше удаление от группы по высоте. Работайте над тем, чтобы уметь быстро принимать это положение, и тогда для вас не будет существовать такой проблемы.

Например, предположим Вы летите стоя и внезапно теряете равновесие. Раз! Вы улетели вверх на 15-30 метров. Теперь вам придется восстановить равновесие, увеличить скорость и восстановить ваше положение по горизонту, которое также было нарушено. Это требует времени да и выглядит не очень. Лучший способ действий в такой ситуации:
1. Если Вы чувствуете, что вот-вот потеряете равновесие, примите базовое положение.
2. Как только Вы стабилизировались в этом положении, снова вставайте.
3. Продолжайте действия в соответствии с планом прыжка.
Критическим компонентом здесь является ваша реакция. Если вы сделаете эти движения быстро, то на видеозаписи прыжка это будет выглядеть так, как будто вы быстро прижали колени к груди и затем снова встали. Важно выбрать правильный момент для перехода в стабильное положение — прямо в момент начала потери равновесия.

Фрифлайные прыжки гораздо безопаснее когда все могут держаться вместе, в частности по высоте. Это требует падения в одном темпе. Нет это не то что надо планировать. Это приходит само, естественно. Важно понимать, что такой удобный для всех темп существует и не переставать пытаться его найти.

Я полагаю, что такой удобный темп составляет примерно 145-150. Интересно заметить, что этот удобный темп медленнее чем быстрое падение сидя или быстрое падение стоя.

Контроль скорости падения в частности важен когда вы являетесь "базой". "База" должна выдерживать удобный темп очень точно. Можно очень просто определить, что темп который вы поддерживаете удобен для остальных — посмотрите вокруг если все ваши товарищи выше вас — замедляйтесь — вы падаете лишком быстро. Если все ваши товарищи ниже — вы летите слишком медленно. Умение оставаться в пределах компактной формации это мастерство. Овладевайте им.

Источник:  http://skysport.ru/